
Калу́жский завод путевых машин и гидроприводов («Калугапутьмаш») — предприятие путевого машиностроения, акционерное общество, расположенное в городе Калуге.
История завода ведёт свой отсчёт с 1874 года, с момента
создания в Калуге «Главных Калужских железнодорожных мастерских» Ряжско-Вяземской
железной дороги.
С 1929 года завод известен как «Калужский
паровозовагоноремонтный и автодрезиностроительный завод», а в 1931 году
получает название «Калужский машиностроительный завод».
В 1930-е годы завод специализируется на выпуске автодрезин (например «УА»)
и автомотрис для магистральных железных дорог, мотовозов для
промышленных предприятий, паровых катков для строительства автодорог,
передвижных компрессорных и электрических станций.
В 1933 году на заводе спроектирован и построен
первый в СССР маневровый тепловоз серии АА.
С началом Великой Отечественной войны, по решению НКО
СССР, летом 1941 года завод в кратчайшие сроки эвакуирован в Красноярск,
а уже в августе 1942 года, после освобождения Калуги в декабре 1941 года, на
заводе возобновлено производство остро необходимых для обороны оборудования и
машин.
В годы войны на заводе выпускают: дезинфекционные камеры, копры с
дизель-молотами, газогенераторы, реечные и паровозные домкраты,
паровые подъёмные краны на железнодорожном ходу.
В 1950-е годы завод специализируется на выпуске самоходных
подбивочно-рихтовочные машин, путеукладчиков, мотовозов-электростанций,
узкоколейных тепловозов ТУ2, промышленных тепловозов тепловоз ТГК,
организован выпуск гидромеханических передач для подвижного состава железных
дорог.
В 1960-е годы запущены в производство турботрансформаторы для буровых
установок.
В 1984 году по программе СЭВа предприятие
поставляет гидропередачи на завод «Вагонка-Студенка» в Чехословакии,
необходимые для производства автомотрисы АЧ2.
Калугапутьмаш и Калужский завод «Ремпутьмаш», а также другие заводы Группы РПМ входят в дивизион «Путевая техника» холдинга «Синара — Транспортные Машины» (СТМ).



